Выберите ближайший к Вам магазин Prolong:
Стать нашим
дилером

Антифрикционные присадки в моторное масло

В статье мы рассмотрим факторы, влияющие на износ двигателя и ответим на вопрос могут ли антифрикционные присадки в моторное масло продлить срок службы мотора.

Основные факторы, влияющие на износ двигателя

Автомобильный двигатель - сложный механизм с большим количеством узлов и высокой точностью изготовления. На его износ и срок службы оказывает влияние множество факторов. Но при эксплуатации двигателя в нормальном режиме примерно на 60-80% износ определяется двумя основными параметрами - частотой вращения коленвала и нагрузкой на двигатель.

Чем выше нагрузка на двигатель, тем большее давление испытывают трущиеся поверхности. В результате ухудшаются условия смазки, что приводит к повышенному износу. Зависимость износа от оборотов коленвала нелинейная, износ уменьшается по мере роста оборотов от минимального значения до среднего, а затем увеличивается по мере роста оборотов к максимальному значению.

При высоких оборотах, несмотря на высокое давление масла, и, казалось бы, оптимальные условия смазки, на самом деле происходит обратное. При повышении температуры уменьшается вязкость масла, рабочая среда становится более агрессивной и возникают зоны так называемого сухого трения.

Длительное трехкратное превышение параметров работы в номинальном режиме в среднем в 2-2,5 раза увеличивает скорость износа основных узлов двигателя ЦПГ (цилиндро-поршневая группа), КШМ (кривошипно-шатунный механизм), а если брать двигатель в целом, то его износ в таком режиме увеличивается в 1,5-1,9 раза. Еще больше износ увеличивается при частой смене режимов работы двигателя с оптимального до максимального и обратно. Частая и резкая смена нагрузки значительно усложняет работу системы смазки и охлаждения двигателя, что приводит к увеличению износа двигателя в целом от 1,3 до 3 раз.

Дополнительные факторы, влияющие на износ двигателя:

  • Качество металла, сборки, точность обработки деталей;
  • Конструктивные особенности цилиндров, шестерней, значения передаточного числа главной передачи;
  • Качество автомобильного масла;
  • Температурный режим, чем хуже охлаждается двигатель, тем выше износ;
  • Частый запуск холодного двигателя;
  • Масса автомобиля;
  • Небольшой опыт вождения и выбор неправильного режима работы двигателя в зависимости от условий;
  • Множество других параметров, которые влияют на износ двигателя косвенно, увеличивая его износ на единицы процентов (состояние шин, исправность и КПД трансмиссии и др.)


Как определить износ и оставшийся ресурс

Рассмотрев факторы, влияющие на износ двигателя, можно прийти к выводу что наиболее сильно влияет состояние ЦПГ и КШМ, эти узлы испытывают наибольшую нагрузку при работе, поэтому диагностике их состояния нужно уделять повышенное внимание.

Определить износ поршневой группы и оставшийся ресурс можно косвенно по измеренному значению компрессии, чем выше значение, тем в лучшем состоянии находится ЦПГ и тем больше остаточный ресурс. Диагностика КШМ без разборки двигателя затруднена, зачастую она проводится на “слух” и ее точно достаточно низкая, при этом определить неисправность на слух, как правило можно в ситуации, когда износ составляет 100% и двигатель требует капитального ремонта. Существуют сложные комплексы для диагностики КШМ без разборки двигателя, но на практике они мало применимы.

Наиболее доступный метод для оценки степени износа КШМ в обычных условиях, это замер расхода топлива в смешанном режиме, превышение в процентах от номинального значения означает ускоренный износ на эту величину.

Точно определить оставшийся ресурс двигателя достаточно сложно, косвенно это можно сделать отняв фактический пробег автомобиля от полного паспортного ресурса, полученное значение примерно покажет сколько тысяч км осталось до капитального ремонта, но только при условии что до этого двигатель эксплуатировался в оптимальном режиме и проходил плановые ТО.

Также нужно учесть что первый капитальный ремонт в лучшем случае восстановит ресурс на 90% от полного, второй на 70% и третий на 50%. Знание остаточного ресурса, позволит Вам оценить условия эксплуатации и при необходимости скорректировать их для получения полного ресурса двигателя.

Способы увеличения ресурса двигателя

С помощью правильной эксплуатации и соблюдения рекомендаций можно существенно продлить срок службы двигателя. Большинство рекомендаций достаточно банальны и их наверняка слышал в том или ином варианте каждый опытный автолюбитель.

Итак, продлить жизнь двигателя можно, если:

  • Соблюдать сроки проведения ТО;
  • Стараться поддерживать оптимальный режим работы двигателя (крейсерские скорости рекомендованные производителем), не перегружайте автомобиль;
  • Использовать качественные оригинальные смазочные материалы рекомендованные производителем авто или с аналогичными характеристиками;
  • В холодное время начинать движение после прогрева двигателя;
  • Своевременно реагировать на загоревшийся индикатор “Check Engine” и сразу устранять неисправности;
  • Следить за давлением в шинах и состоянием протектора;
  • Использовать антифрикционные присадки, например Prolong AFMT.

Если с обслуживанием более-менее все ясно, то использование присадок вызывает множество вопросов, рассмотрим этот пункт подробнее.

Принцип работы антифрикционных присадок

Антифрикционные присадки для машинного масла не являются панацеей от всех проблем, но во многих ситуациях являются однозначно полезными, особенно если применяются на старых автомобилях со значительным пробегом (более 150-200 тысяч км). При смешивании с маслом присадки уменьшают трение и создают устойчивую масляную пленку, обеспечивая более качественное смазывание трущихся деталей, они улучшают основные свойства моторного или трансмиссионного масла.

В состав антифрикционных присадок входят как органические, так и синтетические вещества, которые при комплексном воздействии позволяют уменьшить трение и соответственно увеличить ресурс двигателя, уменьшить расход топлива, снизить шум двигателя и трансмиссии, увеличить приемистость двигателя.

По поводу эффективности присадок до сих пор ведется множество споров, основные причины которых - неправильное использование и ожидание фантастических результатов, большая часть присадок способна улучшить характеристики Вашего двигателя на 5-15%, а иногда и больше, но только при условии соблюдения рекомендаций производителя.

Присадка Prolong® AFMT (Anti Friction Metal treatment)

В линейке средств от компании Prolong для защиты Вашего двигателя от старения и износа идеально подойдет антифрикционная присадка Prolong® AFMT. Она совместима и с бензиновыми, и с дизельными двигателями. Подробное описание продукта можно прочитать здесь.

Мы рекомендуем использовать